В настоящее время широко возрос интерес к использованию электронных вычислительных
машин (ЭВМ) для моделирования научного и художественного творчества.
Идеальным объектом для таких исследований является музыка в силу некоторых ее
специфических особенностей. Монография посвящена рассмотрению этой актуальной
проблемы применительно к некоторым аспектам творческой деятельности композитора
и музыковеда. Излагается предыстория вопроса, связанная с попытками сочинения
музыки "немузыкальными средствами" (игральная кость, способ Моцарта и т.п.). Дается
обзор зарубежных и отечественных работ, посвященных различным способам сочинения
и анализа музыки с помощью ЭВМ. Рассматриваются также работы по синтезированию
музыкальных звуков и тембров на ЭВМ, которые используются, в частности,
при акустических и психофизиологических исследованиях, связанных с восприятием
звука. Центральное место в книге занимает разработанный автором метод алгоритмизации
и моделирования нам ЭВМ функций композитора и музыковеда. Это - моделирование
музыкальных сочинений (мелодий, песен и гармонизации), а также анализа
гармонизации, когда машина выполняет функции экзаменатора и является прототипом
обучающей системы в музыкальном преподавании. Этот метод позволяет достаточно
гибко проводить различного рода эксперименты, в частности, связанные с восприятием
музыки. Показываются возможности метода и в других областях исследования интуитивниой
деятельности. Книга иллюстрирована нотными примерами и рисунками, поясняющие
принципы алгоритмизации.
Книга представляет интерес для всех интересующихся проблемами исследования
и моделирования научного и художественного творчеста при помощи методов кибернетики.
Таблиц 15. Иллюстраций 74. Библиогр. 139 назв.
|